вторник, 5 февраля 2013 г.

Николай Колычев о поэзии Елены Рыхловой


  В современной литературной критике по странной традиции принято с пренебрежением, с неким оттопыриванием губы и растопыриванием пальцев рассуждать о "женской" поэзии. Не поэтому ли многие пишущие стихи женщины в своих произведениях неоправданно агрессивны, мужественны, порой до жестокости и ярости, а то и вовсе начинают говорить от мужского имени.
Возможно, это влияние самой жизни, порождающей мужеподобных женщин и женоподобных мужчин. Я лично в обществе ни тех, ни других комфортно себя не чувствую. Так же плохо мне в извращенной по половому признаку или вовсе бесполой литературе. 


Слава Богу, мы миновали один из периодов бесполости в русской литературе - советский, когда великое множество авторов - мужчин и женщин практически не писали о нормальных человеческих чувствах и переживаниях, громогласно славя подвиги и свершения советского народа на пути построения коммунизма.

Сегодня мы видим, как время превратило их "литературу" в макулатуру - в сырье для ценников. Туда им и дорога. Лучшее же, ценное, простое, - мужское и женское - осталось, воскресло и продолжает воскресать из небытия.
Не хочу называть известные фамилии, чтобы не наводить искусственно какие-то параллели со знаменитостями, но и существование, и великое значение для русской литературы женской поэзии признаю.
Изначально мужчины и женщины настолько различны, что глупо было бы ожидать их похожести и одинаковой направленности в творчестве. Чем грознее рычали прамужчины свои походные кличи, тем нежнее ворковали праженщины над прамладенцами. И это - от века.

Стихи Елены Рыхловой - очень женские. Она не стесняется этого, не пытается "назваться" чем-то другим. Это стихи о том, как "мало" надо для счастья - любить, быть любимой, рожать и воспитывать детей, обустраивать свой дом...
Но сочетание этих маленьких радостей Рыхлова взращивает в своих стихах до огромного, глобального, вселенского женского счастья.
Это стремление к некой женской идиллии настолько пронзительно, что, кажется, в поэтическом мире Рыхловой - она, идиллия эта, - вот уже рядом, осталось чуть-чуть. И вместе с тем стихи очень реалистичны, очень "о себе", о жизни, о действительно случившихся событиях.

Бытуют разные мнения о творчестве. Я лично не люблю стихов, "высосанных из пальца". В стихах, как и вообще в искусстве, должна быть правда.
Когда-то Есенин написал очень короткую автобиографию, завершив ее  припиской      "остальное - в моих стихах". Я думаю, что принцип «рубцевать себя по нежной коже" в русской поэзии одинаково применим и к мужской, и к женской поэзии, и всегда, как и всякая жертвенность, как способность к покаянию, открытость - до обнаженности - вызывала сочувствие, понимание и уважение.

Сегодня, когда многие живут эмоциями из телевизора, событиями новостей из СМИ, переживаниями нереальных героев сериалов и фильмов, чувства Елены Рыхловой, заключенные в выверенные строки стихов, бесценны. Нужен лишь талант читателя, чтобы воспользоваться этим богатством.