Эксклюзив от моей семьи
Моя дочка Даша рано начала говорить. В год и пять месяцев ее словарный запас составлял уже 200, своеобразных, правда, но все же слов.
Я с удовольствием наблюдала, как растет моя дочка, записывала все забавные моменты ее речи, отражающие ее возрастное развитие.
1 год и 5 месяцев
Стихотворение «Наша Таня громко плачет» в Дашиных устах звучит так:
- Таня пачет. Пачь Таня!
***
На прогулке увидела купающихся в луже голубей. Умоляюще смотрит на меня и говорит, сопровождая речь сжиманием и разжиманием ладошек:
- Мама, возьми (то есть, возьми голубя). Дай мне.
- Не могу, они меня не послушают.
Поворачивается и подходит к луже, и так же сжимая и разжимая ладошку, говорит птицам:
- Иди ко мне. Иди ко мне.
Речь еще не устоявшаяся, сложная для её возраста. Говорит медленно, по слогам, делая остановки между словами. Зрелище уморительное.
2 года
Не хочет надевать носки. Уговариваю:
- Смотри, какие у тебя красивые носки.
Уточняет:
- У меня пасалатые носки (полосатые, та есть).
***
Увидела забинтованного дедушку:
- Деда мататый!
2, 5 года
Испачкала штанишки. Чистые не успели надеть – уселась на пол.
- Не садись попкой на пол – червячки заведутся.
Тут же подбегает, показывает попку.
- Не завелись ещё?
***
Даша болеет, сидит дома с папой. Прихожу на обед, спрашиваю:
- Как ты себя чувствуешь?
- Болею
- А как ты болеешь?
- Кашель был, и насморк, и чихала.
- А температура была?
- Была.
- Большая?
- Нет, маленькая. Я же ещё маленькая.
***
Угостили Дашу конфетами, а она их не ест.
- Где же твои конфеты?
- Вон они, в кармане грустят.
***
Изучает анатомические подробности человеческого тела:
- У меня таблеткой пуп, а у тебя – без таблетки.
***
Показывает, как надо делать физические упражнения:
- Сделай ручки на поезд (на пояс, значит).
***
Рассказывает о своих планах:
- Я буду большая, буду мамой. Ты будешь маленькая лялечка. Я буду тебя родить.
***
- Даша, лежи спокойно, а-то я тебя заарестую.
- Отарестуй!
3 года
Собирается на улицу. Недовольна.
- Я ещё бесшапая (без шапки).
***
- Почему у тебя нос красный?
- Он о красную машину потрогался.
***
Увидела, как под первым ледком перекатывается при нажатии вода.
- Лужа моргает.
***
Навела в квартире порядок. Говорю:
- Ну всё, чистота.
- Разбрасывать можно?
***
Увидела пробегающего по полу таракана. Сообщает:
- А у нас – тараканы.
- Как? Их же потравили.
- Не потравили, а потопали.
***
Играет в школу. Говорит старшему брату:
- Ты учительник, а мы ученики.
***
Укладываю дочку спать. Говорю, обнаруживая, что она замёрзла:
- Ноги-то как у лягушки!
- У меня же не зелёные.
***
Рассуждает после того, как её сообщили, что отныне она будет ходить в санаторный сад, потому что часто простужается:
- В простудительный садик ходят простудительные дети.
***
Не может найти вход в помещение:
- Где тут входится?
***
Простыла и ее посадили под одеяло дышать паром над вареной картошкой:
- Такую теплотищу - в мой рот!
***
- У меня синтечистенькая кофточка (синтетическая, значит).
***
Потерялась в папиных руках:
- Папа, забери себя!
***
Сочиняет:
- Чёрт сказал: «Что ты трогаешь Дашину кофточку?» А Слава сказал: «Надо».
А оказывается не надо.
***
Наш сын Слава учится во втором классе. Старательно выводя буквы, он наклоняется низко над столом. Делаем ему замечание:
- Не пиши носом.
Даша тут же переводит замечание на своих кукол:
- У меня малышки всегда не носом пишут, ручкой.
***
Делится своими наблюдениями:
- Мама, а правда когда люди любят, по прижимаются?
***
Увидела заход солнца:
- Солнышко приземлилось.
***
Увидела незнакомую машину во дворе.
- Какая это машина?
- «Нива».
- А какая фамилия?
***
Определяет название лошадиного ребенка:
- Лошадёнок.
***
Показывает на кофточку:
- Тут не надо застегивать, а-то зажарею (т.е жарко будет).
***
Делится первыми впечатлениями о новом для неё детском садике:
- Там ребятишек много. Я на них навиделась.
***
Девочка-дерьмовочка. Вариант: девочка-дюрьмовочка (Имеет в виду Дюймовочку).
***
Чуть позже поясняет:
- Её дюрмовочкой называют, потому что она не больше дюрьма.
***
Уронила мыло в ванну, полную воды. Оправдывается:
- Мама, мыло поскользнулось и упало.
***
Называет девочек девками. Объясняю, что это некрасивое слово. Потом спохватываюсь, что сама-то ее девкой называю иногда. Пытаюсь выкрутиться, говоря, что вообще-то этим словом можно иногда называть тех, кого очень любишь. Даша тут же прижимается ко мне:
- Девка ты моя любимая!
***
Папа:
- Мама решила закармливать тебя конфетами.
Даша:
- Мама не будет меня закармаливать.
***
Папа называет оперетту, мелодия из которой звучи сейчас по радио:
- «Фиалка Монмартра».
Грамотная в медицинском отношении Даша поправляет:
- Фиалка от кашля.
***
Гуляем по зимнему городу. Фантазирует, глядя на красивые облака:
- Сделаю из снега деда Ивана, а шапку из облака.
***
Ванный урок дидактики. Даша:
- Льётся кранняя вода.
- Какая?
- Кранняя, значит из крана.
- Какая она бывает?
- Белая. Чистая, смывает.
***
- Баба Тася – баба-Яга?
- Нет, почему ты так решила?
- Она нас ловила.
***
Рассуждает о внешнем виде дыма, идущего из трубы:
- Дым бывает семечный и снежный (похожий на семечки и на снег).
***
На зимней улице туман. Я замечаю:
- Мороз ударит, наверное.
Даша тут же демонстрирует наглядно:
- Мороз ударит вот так по рукам. У него руки белые, как у меня, у папы и у Славы.
***
Делится впечатлениями:
- Я такую колбасу ела – кливерную.
***
Играем в слова. Спрашиваю:
- Халат – халатный?
- Нет, - отвечает Даша, - матерьяльный.
***
Уговариваю Дашу покушать, говоря, что она плохо растёт, потому что плохо ест. Она уточняет:
- Мама, я бы давно выросла, если бы хорошо кушала.
***
- Какой ты мне массаж делаешь?
- Массаж грудной клетки.
- Это что, от массажа клетка получается?
***
- Мама, я завтра ходила гулять.
- Не завтра, а вчера.
- Нет, завтра. Мне воспитательница сказала: «Ты пойдёшь завтра гулять».
***
Поёт песенку:
- В лесу родилась ёлочка…
И так далее до слов «мороз снежком…». Вместо этих слов звучит:
- Мороз мешком укутывал,
Смотри, не замерзай.
Поправляю:
- Не мешком, а снежком.
Даша возмущается:
- Нет, мешком! Ты не понимаешь. Как же он снежком будет укутывать?
***
Строит свои логические цепочки:
- Шофёры папами не бывают, а дяденьки бывают папами.
- А разве дяденьки шофёрами не бывают?
- Нет, одни дяденьки бывают шофёрами, а другие – папами.
***
Упал хлеб на пол. Подняла и подает мне:
- На тебе половой хлеб.
***
- Мы сейчас будем играть в психолога.
Переспрашиваю:
- В кого?
Удивляется моей непонятливости:
- Ну, психолог – это врач такой. Он всё время психует.
***
Кричит из ванны:
- Мама, ушко захлебнулось!
***
Фантазирует на тему профессий, основываясь на услышанном в детском саду:
- Завтра я пойду в садик «Звёздочку», а работаю-то я в библиоаптеке.
Маме льстит, что дочь выбрала для игры её профессию. Поддерживаю детский интерес:
- Кем же ты работаешь?
- Лодырем.
Вот так угодила! Спрашиваю:
- Где же ты такое слышала?
- В садике. Воспитательницы говорили.
Потом решает поменять профессию:
- Нет, вообще-то я работаю поваром.
- И где же ты работаешь? В кафе, столовой, или ресторане?
- В листоране.
Поправляю:
- В ресторане.
Слово явно не нравится:
- Ну да! Ре-е-е – это так мальчишки плачут, а я в листоране работаю.
Постоянная игра в слова даёт свои плоды. На фразе из Пушкина «Почернело сине море» начинает перебирать цвета:
- Синее – почернело, желтое - покраснело, красное – позеленело. И т.д. пока не надоело.
***
Зашли после бани в буфет. Даша констатирует увиденное:
- В буфете – только чай и генералка. (минералка, значит).
***
Славе хочется поиграть. Он отвлекает Дашу от рисования:
- Даша, ты - сибирский кедр?
Та увлечена, и не хочет бросать от своего занятия:
- Я сибирский, но только рисую.
***
Даша смотрит балет. Делится впечатлениями:
- Смотри, девочки и дяденьки.
- Не девочки, а тётеньки.
- Нет, погляди, какие у них юбочки, значит, девочки!
***
Всматривается в буквы. Не понравились буквы В:
- Наглые буковки.
- Какие?
- Ну, видишь: с попками (похожи на попку).
***
Обсуждаем, что купить для подарков ко Дню Советской Армии.
- И тёте Неле надо купить, она тоже служила в армии.
Даша уточняет:
- Да, когда мальчиком была.
- Нет, она не была мальчиком.
Но детсадовское воспитание даёт о себе знать:
- Да, когда у неё была шапка со звездой, она в армии служила.
***
У Даши под мышкой градусник, но он почему-то никак не греется. Даша помогает мне понять причину:
- Ручка всё отнимается, да отнимается.
***
Заметила трусливую собачонку, которая тявкает, прячась за ногами хозяина.
- Смотри, какая боятельная собачка.
***
- Мама, а ветер, что ли, море?
- Почему?
- А он так: фр-р, фр-р, - дует, как волна.
***
Читает стихотворение, тут же придумывая ему собственное продолжение:
- Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители.
Дальше уже своё:
- Ах, строители, строители
Живут у родителей.
3 года 5 месяцев
Сочиняет стихотворение:
- По утренней траве
Пошёл козлёнок гулять.
Перышко нашёл он.
В некуда вставлять.
***
Хочу спать, уже зеваю, но прежде хочу поставить тесто. Даша меня жалеет:
- Мамочка, ложись спать.
- Не могу. Дрожжи никак не походят.
Сбегала на кухню, возвращается, успокаивает меня:
- Там две дрожжи (с ударением да втором слоге) осталось. Они сейчас подойдут.
3 года 7 месяцев
Сочиняет стихотворение:
- Ветер шёл-шёл-шёл,
И мороз нашёл.
***
- Я на Славу рассердилась.
- Чего же так?
- Он плохо жонглёровал.
3 года 10 месяцев
- Квас расквасился.
***
Обращаясь к папе:
- Папа, ешь черешню! На ещё, на тебе!
- Да ешь сама.
- Я не люблю гнилую.
А папа, стало быть, любит.
***
Сочинила загадку:
- Сам сто лет стоит, и не крошечный (в смысле – и не крошится).
Отгадка: шкаф.
***
Пообещали Даше купить коньки для фигурного катания. Она хвастает:
- Мама мне купит коньки. Такие вот коньки – лошадки. Они вот так скачут (показывает): цок-цок-цок.
4 года
Наблюдает, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру:
- Ветер листья сгребает на гербарий асфальту.
***
Сложила лист бумаги гармошкой.
- Мама, я тебе ливер сделала.
- Какой ливер?
- Ну, вот!
Показывает и обмахивается. Веер, оказывается.
***
Увидела незнакомое здание. Спрашивает, что там. Отвечаю:
- Профсоюзная библиотека.
- Что, библиотека, что ли, в союзе провинилась?
***
Разглядывает фотографию маршала Жукова.
- Это кто такой?
- Георгий Константинович Жуков.
- Он, значит, жуков есть?
***
Узнала, что мыло, которое она держит в руках, называется хозяйственным.
- Я, что ли, хозяйка, если хозяйственным мылом мою?
***
Машина стоит на проталине.
-Что это с машиной? В тепло поселилась?
***
Просит:
- Мама, дай кукле ручку, чтоб писала.
Я, как будто не поняла, даю свою руку. Уточняет:
- Писательную.
***
Сообщает о собственном открытии:
- А СашиКомаровиной машинкой тоже можно играть.
***
Попала с дизентерией в больницу. Прослушала от медиков лекцию о чистоте рук. Делится своими новыми знаниями с родителями:
- Мальчик руки не мыл, пока все мыли руки три раза. Он сел за стол и съел всё, а потом его увезли в больницу, и сделали операцию. И микробы теперь вытаскивают.
***
Даша очень любит книжку по Ёженьку. Когда её угостили газированной водой «Южанка», видимо, считает, что в название воды вкралась ошибка.
- А где там Ёженька?
- Какая Ёженька?
- Ну, это же Ёжанка, значит, Ёженька!
4 года 3 месяца
- Когда я вырасту, я буду мамой работать.
4 года 6 месяцев
Идем по дорожке, укатанной местами до льда.
- Я иду не по белоснежной, а по ледоснежной дорожке.
***
Штормит, размело по улице мусор. Замечает:
- Ну, чего такой большой ветер, меня прямо как мясорубку крутит, а большие бумажка, как люди бегают, а маленькие цветные бумажки как каракатицы с маленькими ножками.
4 года 8 месяцев
Философствует:
- Мама, слёзы солёные дождь собирает и превращает их не в солёные, а в такие, простые.
- Как же ты узнала?
- А так: дождь шёл, я думала, и узнала.
***
Говорим о том, как Даша в трехлетнем возрасте запихала себе в нос ягодку рябины. Славе странно – нос же большой, как ягодка там застряла? Даша, удивляясь непонятливости брата, поясняет:
- Мне же было три годика, и носику тоже было три годика, он же был маленький!
4 года 11 месяцев
По дороге в садик увидела двух собак.
- Мама, мама, знакомая собака!
- Которая?
- Я вон ту - не знаю, как зовут, а другую - забыла.
5 лет
Наблюдаем северное сияние. Спрашиваю:
- Красивое северное сияние?
- Красивое.
И, видимо, посчитав, что коль скоро есть северное, значит, есть и какое-то другое сияние, спрашивает:
- А уральное?
***
Дети облепили папу и выясняют, каких размеров может быть пантера. Папа уверяет, что большая, что пантера может даже человека съесть.
Даша спрашивает:
- И тебя тоже?
- И меня.
- Такого пузатого?
***
Увидела деревце на сильном ветру.
- Мама, смотри, маленькое деревце, как будто хвостиком, машет листочками.
Чуть позже уточняет:
- У каждого листочка есть невеста.
***
На просьбу детей почитать, папа в шутку принялся за книгу «Кто есть кто в мировой политике». Через минуту Даша определила:
- А, это неинтересно. Это про сессию.
***
Играет с подружкой в дочки-матери. Делится своим беспокойством:
- У моей дочки температура двадцать-двадцать и один, а лоб горячий.
***
Рассуждает о семейных связях в животном мире:
- Маленькая гусеница – это, наверное, дочь червяка.
Вторая серия "Детского лепета" - от моей внучки, Дашиной дочки Снежаны.
Вторая серия "Детского лепета" - от моей внучки, Дашиной дочки Снежаны.
Очень забавно бывает читать детские всказывания. Что и говорить - устами младенца глаголет истина)))
ОтветитьУдалитьТочно!
Удалить