вторник, 12 февраля 2013 г.

Детский лепет

Эксклюзив от моей семьи

 

Моя дочка Даша рано начала говорить. В  год и пять месяцев ее словарный запас составлял уже 200, своеобразных, правда, но все же слов.
Я с удовольствием наблюдала, как растет моя дочка,  записывала все забавные моменты ее речи, отражающие ее возрастное развитие.  

Это я с годовалой дочкой

1 год и 5 месяцев

            Стихотворение «Наша Таня громко плачет» в Дашиных устах звучит так:
            - Таня пачетПачь Таня!

            ***     
            На прогулке увидела купающихся в луже голубей. Умоляюще смотрит на меня и     говорит, сопровождая речь сжиманием и разжиманием ладошек:
            - Мама, возьми (то есть, возьми голубя). Дай мне.
            - Не могу, они меня не послушают.
Поворачивается  и подходит к луже, и так же сжимая и разжимая ладошку, говорит птицам:
- Иди ко мне. Иди ко мне.
Речь еще не устоявшаяся, сложная для её возраста. Говорит медленно, по слогам, делая остановки между словами. Зрелище уморительное.

2 года

            Не хочет надевать носки. Уговариваю:
            - Смотри, какие у тебя красивые носки.
            Уточняет:
            - У меня пасалатые носки (полосатые, та есть).

            ***
Увидела забинтованного дедушку:
- Деда мататый!

2, 5 года


Испачкала штанишки. Чистые не успели надеть – уселась на пол.
- Не садись попкой на пол – червячки заведутся.
Тут же подбегает, показывает попку.
- Не завелись ещё?

***
Даша болеет, сидит дома с папой. Прихожу на обед, спрашиваю:
- Как ты себя чувствуешь?
- Болею
- А как ты болеешь?
- Кашель был, и насморк, и чихала.
- А температура была?
- Была.
- Большая?
- Нет, маленькая. Я же ещё маленькая.

***
Угостили Дашу конфетами, а она их не ест.
- Где же твои конфеты?
- Вон они, в кармане грустят.

***
Изучает анатомические подробности человеческого тела:
- У  меня таблеткой пуп, а у тебя – без таблетки.

***
Показывает, как надо делать физические упражнения:
- Сделай ручки на поезд (на пояс, значит).

            ***
            Рассказывает о своих планах:
            - Я буду большая, буду мамой. Ты будешь маленькая лялечка. Я буду тебя родить.

***
- Даша, лежи спокойно, а-то я тебя заарестую.
Отарестуй!

Мои дети - Даша и Славик


3 года

           
            Собирается на улицу. Недовольна.
            - Я ещё бесшапая (без шапки).

***
            - Почему у тебя нос красный?
            - Он о красную машину потрогался.

***
            Увидела, как под первым ледком перекатывается при нажатии вода.
            - Лужа моргает.

***
Навела в квартире порядок. Говорю:
Ну всё, чистота.
- Разбрасывать можно?

***
            Увидела пробегающего по полу таракана. Сообщает:
            - А у нас – тараканы.
            - Как? Их же потравили.
            - Не потравили, а потопали.

***
Играет в школу.  Говорит старшему брату:
- Ты учительник, а мы ученики.

***
Укладываю дочку спать. Говорю, обнаруживая, что она замёрзла:
- Ноги-то как у лягушки!
            - У меня же не зелёные.

            ***     
Рассуждает после того, как её сообщили, что  отныне она будет ходить в санаторный сад, потому что часто простужается:
- В простудительный садик ходят простудительные дети.

***
Не может найти вход в помещение:
- Где тут входится?

***
Простыла и ее посадили под одеяло дышать паром над вареной картошкой:
Такую теплотищу  - в мой рот!

***
- У  меня синтечистенькая кофточка  (синтетическая, значит).

***
Потерялась в папиных руках:
- Папа, забери себя!

***
Сочиняет:
- Чёрт сказал: «Что ты трогаешь Дашину кофточку?»   А Слава сказал: «Надо».  
А оказывается не надо.

            ***     
Наш сын Слава учится во втором классе. Старательно выводя буквы, он наклоняется низко над столом. Делаем ему замечание:
            - Не пиши носом.
            Даша тут же переводит замечание на своих кукол:
            - У меня малышки всегда не носом пишут, ручкой.

            ***
            Делится своими наблюдениями:   
- Мама, а правда когда люди любят, по прижимаются?

***
Увидела заход солнца:
- Солнышко приземлилось.

***
Увидела незнакомую машину во дворе.
- Какая это машина?
- «Нива».
- А какая фамилия?

***
Определяет название лошадиного ребенка:
- Лошадёнок.

***
Показывает на кофточку:
- Тут не надо застегивать, а-то зажарею   (т жарко будет).

***
Делится первыми впечатлениями о новом для неё детском садике:
- Там ребятишек много. Я на них навиделась.

***
Девочка-дерьмовочка. Вариант: девочка-дюрьмовочка (Имеет в виду Дюймовочку).

***
Чуть позже поясняет:
- Её дюрмовочкой называют, потому что она не больше дюрьма.

***
Уронила мыло в ванну, полную воды. Оправдывается:
- Мама, мыло поскользнулось и упало.

***
Называет девочек девками. Объясняю, что это некрасивое слово. Потом спохватываюсь, что сама-то ее девкой называю иногда. Пытаюсь выкрутиться, говоря, что вообще-то этим словом можно иногда называть тех, кого очень любишь. Даша тут же прижимается ко мне:
Девка ты моя любимая!

***
Папа:
- Мама решила закармливать тебя конфетами.
Даша:
- Мама не будет меня закармаливать.

***
Папа называет оперетту, мелодия из которой звучи сейчас по радио:
- «Фиалка Монмартра».
Грамотная в медицинском отношении Даша поправляет:
- Фиалка от кашля.

***
Гуляем по зимнему городу. Фантазирует, глядя на красивые облака:
- Сделаю из снега деда Ивана, а шапку из облака.

***
Ванный урок дидактики. Даша:
- Льётся кранняя вода.
- Какая?
Кранняя, значит из крана.
- Какая она бывает?
- Белая. Чистая, смывает.

***
- Баба Тася – баба-Яга?
- Нет, почему ты так решила?
- Она нас ловила.

***
Рассуждает о внешнем виде дыма, идущего из трубы:
- Дым бывает семечный и снежный (похожий на семечки и на снег).

***
На зимней улице туман. Я замечаю:
- Мороз ударит, наверное.
Даша тут же демонстрирует наглядно:
- Мороз ударит вот так по рукам. У него руки белые, как у меня, у папы и у Славы.


***
Делится впечатлениями:
- Я такую колбасу ела – кливерную.

***
Играем в слова. Спрашиваю:
- Халат – халатный?
- Нет, - отвечает Даша, - матерьяльный.

***
Уговариваю Дашу покушать, говоря, что она плохо растёт, потому что плохо ест. Она уточняет:
- Мама, я бы давно выросла, если бы хорошо кушала.

***
- Какой ты мне массаж делаешь?
- Массаж грудной клетки.
- Это что, от массажа клетка  получается?

***
- Мама, я завтра ходила гулять.
- Не завтра, а вчера.
- Нет, завтра. Мне воспитательница сказала: «Ты пойдёшь завтра гулять».

***
Поёт песенку:
- В лесу родилась ёлочка…
И так далее до слов «мороз снежком…». Вместо этих слов звучит:
- Мороз мешком укутывал,
  Смотри, не замерзай.
Поправляю:
- Не мешком, а снежком.
Даша возмущается:
- Нет, мешком! Ты не понимаешь. Как же он снежком будет укутывать?

***
Строит свои логические цепочки:
- Шофёры папами не бывают, а дяденьки бывают папами.
- А разве дяденьки шофёрами не бывают?
- Нет, одни дяденьки бывают шофёрами, а другие – папами.

***
Упал хлеб на пол. Подняла и подает мне:
- На тебе половой хлеб.

***
- Мы сейчас будем играть в психолога.
Переспрашиваю:
- В кого?
Удивляется моей непонятливости:
- Ну, психолог – это врач такой. Он всё время психует.

***
Кричит из ванны:
- Мама, ушко захлебнулось!

***
Фантазирует на тему профессий, основываясь на услышанном в детском саду:
- Завтра я пойду в садик «Звёздочку», а работаю-то я в библиоаптеке.
Маме льстит, что дочь выбрала для игры её профессию. Поддерживаю детский интерес:
- Кем же ты работаешь?
Лодырем.
Вот так угодила! Спрашиваю:
- Где же ты такое слышала?
- В садике. Воспитательницы говорили.
Потом решает поменять профессию:
- Нет, вообще-то я работаю поваром.
- И где же ты работаешь? В кафе, столовой, или ресторане?
- В листоране.
Поправляю:
- В ресторане.
Слово явно не нравится:
- Ну да! Ре-е-е – это так мальчишки плачут, а я в листоране работаю.

Даша в трехлетнем возрасте
***
Постоянная игра в слова даёт свои плоды. На фразе из Пушкина «Почернело сине море» начинает перебирать цвета:
- Синее – почернело, желтое - покраснело, красное – позеленело. И т.д. пока не надоело.

***
Зашли после бани в буфет. Даша констатирует увиденное:
- В буфете – только чай и генералка. (минералка, значит).

***
Славе хочется поиграть. Он отвлекает Дашу от рисования:
- Даша, ты - сибирский кедр?
Та увлечена, и не хочет бросать от своего занятия:
- Я сибирский, но только рисую.

***
Даша смотрит балет. Делится впечатлениями:
- Смотри, девочки и дяденьки.
- Не девочки, а тётеньки.
- Нет, погляди, какие у них юбочки, значит, девочки!

***
Всматривается в буквы. Не понравились буквы В:
- Наглые буковки.
- Какие?
- Ну, видишь: с попками (похожи на попку).

***
Обсуждаем, что купить для подарков ко Дню Советской Армии.
- И тёте Неле надо купить, она тоже служила в армии.
Даша уточняет:
- Да, когда мальчиком была.
- Нет, она не была мальчиком.
Но детсадовское воспитание даёт о себе знать:
- Да, когда у неё была шапка со звездой,  она в армии служила.

***
У Даши под мышкой градусник, но он почему-то никак не греется. Даша помогает мне понять причину:
- Ручка всё отнимается, да отнимается.

***
Заметила трусливую собачонку, которая тявкает, прячась за ногами хозяина.
- Смотри, какая боятельная собачка.

***
- Мама, а ветер, что ли, море?
- Почему?
- А он так: фр-рфр-р, -   дует, как волна.

***
Читает стихотворение, тут же придумывая ему собственное продолжение:
- Пусть не сердятся родители,
  Что измажутся строители.
Дальше уже своё:
- Ах, строители, строители
  Живут у родителей.

3 года 5 месяцев

            Сочиняет стихотворение:
            - По утренней траве
  Пошёл козлёнок гулять.
  Перышко нашёл он.
  В некуда вставлять.

            ***
Хочу спать, уже зеваю, но прежде хочу поставить тесто. Даша меня жалеет:
- Мамочка, ложись спать.
- Не могу. Дрожжи никак не походят.
Сбегала на кухню, возвращается, успокаивает меня:
- Там две дрожжи (с ударением да втором слоге) осталось. Они сейчас подойдут.

3 года 7 месяцев

            Сочиняет стихотворение:
            - Ветер шёл-шёл-шёл,
            И мороз нашёл.

            ***
            - Я на Славу рассердилась.
            - Чего же так?
            - Он плохо жонглёровал.


3 года 10 месяцев


            - Квас расквасился.

***
            Обращаясь к папе:
            - Папа, ешь черешню! На ещё, на тебе!
            - Да ешь сама.
            - Я не люблю гнилую.
            А папа, стало быть, любит.

            ***
            Сочинила загадку:
            - Сам сто лет стоит, и не крошечный (в смысле – и не крошится).
            Отгадка: шкаф.

***
Пообещали Даше купить коньки для фигурного катания. Она хвастает:
- Мама мне купит коньки. Такие вот коньки – лошадки. Они вот так скачут (показывает): цок-цок-цок.


4 года

            Наблюдает, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру:
            - Ветер листья сгребает на гербарий асфальту.

            ***
            Сложила лист бумаги гармошкой.
            - Мама, я тебе ливер сделала.
            - Какой ливер?
            - Ну, вот!
Показывает и обмахивается. Веер, оказывается.

***
Увидела незнакомое здание. Спрашивает, что там. Отвечаю:
- Профсоюзная библиотека.
- Что, библиотека, что ли, в союзе провинилась?

***
Разглядывает фотографию маршала Жукова.
- Это кто такой?
- Георгий Константинович Жуков.
- Он, значит, жуков есть?

***
Узнала, что мыло, которое она держит в руках, называется хозяйственным.
- Я, что ли, хозяйка, если хозяйственным мылом мою?

            ***
            Машина стоит на проталине.
            -Что это с машиной? В тепло поселилась?

            ***
            Просит:
            - Мама, дай кукле ручку, чтоб писала.
            Я, как будто не поняла, даю свою руку. Уточняет:
            - Писательную.

            ***
            Сообщает о собственном открытии:         
- А СашиКомаровиной машинкой тоже можно играть.

***
Попала с дизентерией в больницу. Прослушала от медиков лекцию о чистоте рук. Делится своими новыми знаниями с родителями:
- Мальчик руки не мыл, пока все мыли руки три раза. Он сел за стол и съел всё, а потом его увезли в больницу, и сделали операцию. И микробы теперь вытаскивают.

***
Даша очень любит книжку по Ёженьку. Когда её угостили газированной водой «Южанка», видимо, считает, что в название воды вкралась ошибка.
- А где там Ёженька?
- Какая Ёженька?
- Ну, это же Ёжанка, значит, Ёженька!

4 года 3 месяца

            - Когда я вырасту, я буду мамой работать.

4 года 6 месяцев

            Идем по дорожке, укатанной местами до льда.
            - Я иду не по белоснежной, а по ледоснежной дорожке.

            ***     
            Штормит, размело по улице мусор. Замечает:
- Ну, чего такой большой ветер, меня прямо как мясорубку крутит, а большие    бумажка, как люди бегают, а маленькие цветные бумажки как каракатицы с   маленькими ножками.

4 года  8 месяцев

            Философствует:
            - Мама, слёзы солёные дождь собирает и превращает их не в солёные, а в такие, простые.
- Как же ты узнала?
- А так: дождь шёл, я думала, и узнала.

***
            Говорим о том, как Даша в трехлетнем возрасте запихала себе в нос ягодку рябины. Славе странно – нос же большой, как ягодка там застряла? Даша, удивляясь непонятливости брата, поясняет:
- Мне же было три годика, и носику тоже было три годика, он же был маленький!

4 года 11 месяцев

            По дороге в садик увидела двух собак.
            - Мама, мама, знакомая собака!
            - Которая?
            - Я вон ту - не знаю, как зовут, а другую - забыла.

5 лет

            Наблюдаем северное сияние. Спрашиваю:
            - Красивое северное сияние?
            - Красивое.
И, видимо, посчитав, что коль скоро есть северное, значит, есть и какое-то другое сияние, спрашивает:
- А уральное?

***
Дети облепили папу и выясняют, каких размеров может быть пантера. Папа уверяет, что большая, что пантера может даже человека съесть.
Даша спрашивает:
- И тебя тоже?
- И меня.
- Такого пузатого?

***
Увидела деревце на сильном ветру.
- Мама, смотри, маленькое деревце, как будто хвостиком, машет листочками.
Чуть позже уточняет:
- У каждого листочка есть невеста.

***
На просьбу детей почитать, папа в шутку принялся за книгу «Кто есть кто в мировой политике». Через минуту Даша определила:
- А, это неинтересно. Это про сессию.

***
Играет с подружкой в дочки-матери. Делится своим беспокойством:
- У моей дочки температура двадцать-двадцать и один, а лоб горячий.

***
Рассуждает о семейных связях в животном мире:
- Маленькая гусеница – это, наверное, дочь червяка.


Вторая серия "Детского лепета" - от моей внучки, Дашиной дочки Снежаны.


2 комментария:

  1. Очень забавно бывает читать детские всказывания. Что и говорить - устами младенца глаголет истина)))

    ОтветитьУдалить