Многие знакомые Надежды Ивановны в то время недоумевали,
узнав о ее решении перейти работать в систему ИТУ. Зачем? Опытный педагог,
авторитетный руководитель в районном (Прим.О.Л.: в областном) отделе
народного образования, каких благ она могла искать на таком непростом поприще?
А когда она объясняла, что ей интересно, если новое и если трудно, не все и не
всегда верили.
Она знала, что будет нелегко. Учреждение, которое ей
предстояло возглавить, считалось в области одним из худших. Здесь было все —
нарушения дисциплины, невыходы на работу, низкая производительность труда
осужденных и вместе с тем — нарушения дисциплины, законности самими
сотрудниками. И вот ей, женщине, новичку в области работы с осужденными,
доверили положение такое исправить.
Конечно, были у Минеевой и планы, и идеи. Но, что греха таить,
в первые дни, когда столкнулась с реальной действительностью в запущенной ВТК,
одолевали и сомнения — так ли она права, уверовав в собственные силы?
В один из таких первых вечеров и написала она, терзаемая
противоречивыми мыслями, письмо известному писателю Г. А. Медынскому, чьи
книги «Восемнадцатилетние», «Честь», «Трудная книга», «Пути и поиски» и ныне
стоят у нее в шкафу рядом с произведениями Макаренко, Сухомлинского.
Ответ писателя не заставил себя ждать. Письмо это Минеева и
по сей день хранит, как одну из самых дорогих реликвий, а строки его, ставшие
для нее на долгие годы руководством к действию, помнит наизусть. «Вы с
преступным миром столкнулись впервые, — писал Медынский, — столкнулись и
ужаснулись... Смотрите, наблюдайте, ищите, но не забывайте, требуя и
наказывая, что перед вами дети, наши дети. И их недостатки — отражение
каких-то наших недостатков, что-то их надломило, сломало, испортило. И эти
сломанные души нужно выправлять. В этом заключается Ваша задача...»
Пройдут годы, и вслед за тем, первым письмом, пришедшим в
ВТК на имя нового начальника, ящики стола Минеевой заполнят сотни писем,
которые, как правило, начинаются со слов: «Здравствуйте, дорогая наша мама...»
В этих письмах — весточках от бывших воспитанниц, слова благодарности, рассказы
о жизни — одна окончила институт, другая стала ударником коммунистического
труда, лучшим мастером. Тут же — свадебные фотографии, детские портреты.
За последние годы задача возвращения
обществу полноценных граждан решается коллективом учреждения успешно — в ВТК
практически сведен на нет рецидив. На должном уровне дисциплина. По итогам прошлого года
здесь выпущено более чем на восемь процентов сверхплановой продукции, значительно
перевыполнены планы по реализации и по нормативно-чистой продукции. Вот уже
шесть лет пустует в учреждении дисциплинарный изолятор. Из девяти отделений
шесть носят звание «Отделение высокопроизводительного труда и примерного
поведения», четыре производственных бригады на протяжении десяти лет
подтверждают звание «Лучшая бригада»...
Это лишь некоторые из достижений коллектива ВТК. Но путь к
ним был долог и нелегок. Предстояло прежде
всего создать этот коллектив, отладить действенную систему воспитательной
работы и с осужденными, и с личным составом. Сделать это было непросто.
Анализируя деятельность своего предшественника, Минеева не
могла не обратить внимания на то, что довольно большой процент воспитанниц
водворялся в дисциплинарный изолятор. Не шли ли сотрудники по легкому пути,
подменяя долгий и кропотливый процесс воспитания надеждой на сиюминутный
эффект наказания?
«Не наказывать, а воспитывать — наша задача», — как ни
странно, это свое убеждение Минеевой поначалу приходилось отстаивать перед
многими подчиненными. С некоторыми сотрудниками, так и не пожелавшими понять
ее, пришлось расстаться. И долго еще выслушивала она в свой адрес упреки в
излишней «педагогизации» процесса исправления
осужденных. Но, уверенная в
правильности избранного пути, как могла, «отбивалась» от нападок, подчеркивая
специфику контингента — несовершеннолетние девушки.
Опыт — штука деликатная. Как часто бывает, что он,
перенесенный механически, без учета специфики, условий, породивших его,
увядает на корню, как тропическое растение, пересаженное в Нечерноземье.
Возьмем, к примеру, один из основополагающих принципов подбора
и воспитания сотрудников учреждения: работник ВТК должен иметь те нравственные
качества, которые он хочет воспитать.
Сам по себе он никаких вопросов не
вызывает, но и не блещет новизной. Но вот
— конкретный случай, происшедший в учреждении совсем недавно. По вине
поставщиков образовался сбой в снабжении производства тканью. Точнее, ткань-то была, но находилась
она на станции, где ее некому было разгрузить. Производство грозило
остановиться. Тогда группа
контролеров, свободных от
дежурства вызвалась отправиться на станцию. С десяти утра до пяти вечера контролеры В. Пономаренко, В.Лемберев, А.Решетняк под руководством начальника части
капитана внутренней службы Л. Линника разгрузили сорокатонный вагон. Рулоны с тканью доставили в срок, производство не остановилось ни
на минуту. Но результат был не только в этом.
Осужденным преподали урок нравственности, гражданственности. В конкретную,
зримую форму воплотились понятия коллективизма, товарищества, взаимопонимания.
Взаимопомощи. Подобную ситуацию не запрограммируешь. И решение проблемы явилось
следствием именно того
морального климата, который сложился за последние годы в коллективе. Климата,
без учета которого невозможно
вести серьезный разговор о каком-либо опыте.
Система подготовки, воспитания кадров, выработанная в
учреждении за десяток с
лишним лет, во многом ориентирована на создание здесь атмосферы
доброжелательности к каждому члену коллектива. В учреждении давно уже отказались от приглашения
на работу людей
случайных. Будущий сотрудник привлекается сначала к организации различных
мероприятий с осужденными — то дает кандидату возможность заранее познакомиться
со спецификой работы, еще раз убедиться в правильности принятого решения м, с
другой стороны, позволяет руководству присмотреться к будущему коллеге.
Принципы подбора
сотрудников у Минеевой тверды и
незыблемы: воспитанием несовершеннолетних может заниматься лишь тот, кто чувствует к ним подлинную
любовь, ибо равнодушный не в состоянии вынести нагрузки, выпадающей на плечи
работника ВТК. Воспитатель должен учитывать психологию
несовершеннолетних, не
предъявлять к ним требований,
которые можно предъявить только взрослому, и «повторять и повторять
действие добром, невзирая ни на какой отпор…»
Только согласный
с подобными требованиями и
отвечающий таким критериям человек, готовый к нелегкому и не
всегда благодарному труду становится членом коллектива. И тогда вступает в
действие система индивидуально-воспитательной работы с личным составом.
Прежде всего — наставничество. Это движение имеет в учреждении давние и
прочные традиции. Недаром начальник ВТК
является долгие годы бессменным председателем совета наставников. Именно под ее
опекой выросли из воспитателей такие сотрудники, как заместитель начальника учреждения по
политико-воспитательной работе майор внутренней службы А. Кочубей, начальник
отряда майор внутренней службы Л.Дьяченко и многие другие, чьими успехами
заслуженного гордится коллектив. Сегодня уже они сами – опытные наставники, под
их руководством успешно осваивают профессию новички. На состоявшемся недавно
заседании совета наставников
была одобрена деятельность дежурных помощников начальника учреждения - капитана внутренней службы Н.Решетняк и майора внутренней службы В.Грибко,
чьи подопечные — сержант внутренней службы В. Лемберов и
лейтенант внутренней службы А. Шевченко (кстати, избранный комсомольцами
секретарем бюро первичной организации), достигли заметно хороших результатов в
работе.
Помимо движения наставничества вот уже больше десяти лет
работает в учреждении
школа педагогического мастерства, которой руководит завуч общеобразовательной
школы М. Бондарчук, награжденная за свою работу в ВТК знаком «Отличник
народного просвещения УССР», Слушатели школы — учителя, мастера производства и
ПТУ, воспитатели, начальники частей и служб. «Предмет и задачи
исправительно-трудовой психологии», «Пути и средства формирования личности»,
«Самовоспитание», «Особенности развития подростка» — вот лишь немногие из
вопросов, которые изучались и изучаются в школе. Так теория идет в одном строю
с практикой.
Необходимо также сказать и о системах политической учебы и
служебной подготовки — программа занятий также строго учитывает реальные,
конкретные условия. Вся эта деятельность строится в сочетании буквально с
ежедневной индивидуальной работой с воспитанницами. У каждого начальника
части, службы в обязательном порядке имеется месячный, квартальный план такой
работы, которая проводится в атмосфере благожелательности, внимания к каждому,
к его нуждам, заботам. И она приносит ощутимые плоды, главный из которых, не
ошибемся, в стабильности, сплоченности — качествах, присущих коллективу
единомышленников. Здесь с гордостью называют имена мастера производства Л.
Нестеровой и начальника отряда, секретаря партбюро Л. Петецкой,
учителя В. Дьяченко и заместителя начальника учреждения майора внутренней
службы Т. Клименко,
мастеров ПТУ Л. Ботарчук, М. Власенко, Р. Грибовской и
многих, многих других, благодаря чьему труду были спасены, казалось бы, безнадежно
искалеченные судьбы.
Можно соглашаться или не соглашаться с утверждением
начальника колонии майора внутренней службы Н. Минеевой, что в
исправительно-трудовом учреждении для несовершеннолетних должны работать
преимущественно не юристы, а педагоги. Надежда Ивановна любит повторять, что
ум и нравственность наставника выше его знаний. Думается, однако, что дело тут
не только в профиле образования и личных качествах воспитателя, его
психологическом настрое, а главное — в гражданской позиции.
Сегодня в ВТК, как музейную реликвию,
показывают гостям маленькую скромную грамоту за третье место в областном
смотре художественной самодеятельности. Конечно, ни в какое сравнение она не
идет с цветистыми дипломами, красочными вымпелами и другими наградами,
полученными в последние годы. Ценность той грамоты семидесятого года в том,
что была она первой. Это был словно отдаленный отблеск маяка, показывавший,
что корабль, несмотря на туман противоречий и
сомнений, идет правильным курсом. И уже почти легендой стала история о том, как
эта грамота была завоевана.
В тот год с самодеятельностью осужденных дело шло туго. И
начальник учреждения решилась на эксперимент.
— А что если нам, — обратилась она к
подчиненным, — организовать свою
самодеятельность, скажем,
хор, и выступить перед воспитанницами?..
К сомнениям она уже тогда привыкла.
И возражения многих сотрудников о том, что негоже воспитателям перед
осужденными концерты давать, приняла, как должное. Однако настаивала, убеждала.
— Они же вас совсем в другом свете
увидят, по
другому относиться будут, а уж авторитет от этого, уверена, не
пострадает...
И убедила. И был концерт. И, увидев
такое, доселе невиданное и неслыханное, воспитанницы на смотре так спели и
сплясали, что неожиданно для себя самих заняли третье место.
Это было только начало... Маленькая история, эпизод.
Сколько их было в этом учреждении, которое с 1974 года бессменно носит звание
«Коллектив высокопроизводительного труда и примерного поведения». Были поиски
и находки, удачи и ошибки — все, что бывает, когда идет большая работа.
Пятнадцать лет назад, когда Минеева только-только начинала
ориентироваться в круговерти дел и проблем ВТК, многие ее коллеги предлагали
воспользоваться приемом, который в науке о воспитании называется методом
педагогического взрыва — каким-либо ярким, эффектным действием одним махом завоевать
авторитет и у осужденных, и у сотрудников, в корне и сразу изменить состояние
дел. Тогда она решила не рисковать. Решила пойти путем испытанным — не гнаться
за эффектами, а работать упорно, целенаправленно, настойчиво.
Так что «взрыва» в учреждении не было. Была работа. Спокойная,
изо дня в день, нацеленная на успех. А в результате оказались взорванными устарелые
представления о формах и методах работы в ВТК.
1985
Воспитание и правопорядок. – 1985. - № 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий