вторник, 19 февраля 2013 г.

Дубровский В. "ДЛЯ НАС ВЫ ПРОСТО МАМА НАДЯ..."


"Дорогая редакция! Я очень хочу, чтобы вы написали о замечательном человеке. А кто этот человек, я вам расскажу.  У меня в семье случилось большое горе. Пятнадцатилетняя дочь оказалась на скамье подсудимых и была отправлена в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних. Там и началось моё знакомство с Надеждой Ивановной Минеевой — начальником ВТК. Я обязана ей не только преобразованием дочери - она вернула мне честь женщины и матери".
                                                                                                                                                Л.Ш. Днепропетровск

Это письмо - из большой статьи, опубликованной двадцать лет назад во всесоюзной газете "Известия". И вот сегодня я тоже хочу рассказать в нашей городской газете о Надежде Ивановне Минеевой, отдавшей большую часть своей жизни воспитанию и обучению детей, причем тех из них, которых по несуразному определению называют "трудными" (как будто бывают лёгкие дети).

Надежда Ивановна родилась и воспитывалась в семье сельских учителей. Нелёгкое деревенское детство 30-х годов, военная юность, тяготы послевоенного восстановления... Надежда Ивановна окончила Куйбышевский индустриальный институт, работала инженером. Связав свою судьбу с военным лётчиком, ездила по стране, и так сложилось, что довелось ей преподавать в школе. Вспомнила она слова отца: "Надюша, поступай в педагогический, у тебя получится..."

Отец был прав, получилось. В 1956 году мужа переводят служить на Украину, в Запорожье: "Город большой, заводов много, можно уже и работать по специальности, а я не могу, вот прикипела к школе, к детям, и всё. С трудом устроилась в военном городке в школу, не было там учителя немецкого языка. Благо, в нашей деревне немецкий язык преподавала жена "врага народа", высланная из Ленинграда. Она сумела нас научить немецкому, полученные знания пригодились. Через сорок лет я встретилась с Екатериной Михайловной и выразила ей высокую признательность за полученные знания". Надежда Ивановна остро ощущала отсутствие глубоких педагогических знаний, поэтому поступила в Запорожский педагогический институт и окончила его.

"В июле 1969 года меня и Веру Ивановну пригласили в УВД, предложили возглавить воспитательно-трудовую колонию. Сомнения, раздумья, а потом: а может попытаться?" Согласие было дано, и Надежда Ивановна, получив сразу звание капитана милиции (всё-таки два высших образования и такой пост), принимает Мелитопольскую ВТК.

"Коллектив сотрудников колонии принял нас настороженно и недоброжелательно... "Подумаешь, в городе не могли найти двух баб, из областного центра привезли!"- язвили некоторые. Нужно было пройти через всё это и доказать коллективу свою способность к данной работе.

Милая Надежда Ивановна, доказывать пришлось не только коллективу работников колонии, но и самим воспитанницам. А это, голубушка, было еще сложнее и ответственнее.

"На крыше шло единственное в своём роде представление, которое даже трудно было себе представить: шестьдесят вновь прибывших девочек Мелитопольской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних, обнажённые до
непристойности, исполняли дикий танец. Кричали, свистели. Сквернословили... Срывали с крыши черепицу - вот, мол, какие мы, попробуйте, перевоспитайте нас!.. Голые воспитанницы стучали ногами по черепице и истошно скандировали:
- Долой бабу! Не хотим бабу!..

От Надежды Ивановны, как начальница колонии, требовали принятия строгих мер, а она отказывала - нельзя допускать репрессий, только добром, только добром, говорила она, хотя сама в душе сомневалась в своей правоте. На сей раз разбушевавшихся уняли, но подобные "концерты" повторялись еще много раз. Начальнику колонии капитану Минеевой ночами не спалось, болело сердце. На её хрупкие плечи как-то сразу свалился груз многочисленных забот: хозяйственных, административных, производственных, учебных и воспитательных. Как этих девчонок, наказанных жизнью, направить на путь истинный, ведь они так молоды?..  Как подобрать ключи к их сердцам и разуму? Надежда Ивановна обращается за советом к писателю Г.К.Медынскому, пишущему на темы воспитания подростков. И писатель ей  ответил.

Надежда Ивановна мучительно переживала каждую неудачу, а они следовали одна за другой. Её упрекали в "мягкотелости" и "потакании преступницам", но начальник колонии капитан Минеева взяла за основу воспитания добро, собственный пример, искреннюю любовь к этим детям, хотя они преступили закон. И ей поверили. Поверили многие педагоги, верили сотрудники, и, главное, поверили воспитанницы.

"...Надежда Ивановна, когда я выйду отсюда, я вас не подведу. Я первым делом помогу своей мамочке, заберу её домой, помирю с родным папой. Потом у меня  мечта выйти замуж. Я очень люблю детей, хочу родит ребёнка, буду работать, кормить семью и воспитывать своих детей, и буду воспитывать так, как меня учила Алла Николаевна (А.Н.Андрющенко  - воспитатель отряда. - З.Д.). С искренним уважением, Титова А.Н."

"Меня зовут Мельник Светлана.  Вы, Надежда Ивановна, должны меня помнить, потому что много пришлось Вам со мной повозиться. Я не подвожу Вас и даже не думаю, что со мной может случиться когда-нибудь беда. Сейчас мне уже 23 года, а девочке моей через месяц будет 1 година. Всё у меня хорошо: и дочка, и муж, и я оканчиваю институт культуры".

Я читаю письма. Их много, очень много, изо всех республик бывшего СССР. В каждом письме признание и благодарность в адрес "мамы Нади" и всего коллектива колонии. Пишут и родители. От этих писем веет теплом, а в каждой строчке - человеческая судьба, нельзя читать без волнения и сопереживания.

Я далёк от мысли, что все бывшие воспитанницы  стали на путь исправления. Такого, конечно, не бывает. Но то, что в колонии боролись и борются за каждого человека, - факт неопровержимый, и это достойно уважения, преклонения. Трудно было коллективу колонии в период становления, развития и появления традиций, во сто крат труднее сейчас, но зёрна безмерной доброты, посеянные Надеждой Ивановной м её сподвижницами, дают и будут давать хорошие всходы.

Таким образом, уверенность в правоте избранного пути, кропотливый труд и постоянный поиск методов и приёмов воспитания т обучения завоевали сердца и души воспитанниц. Это уже потом последовали признание, награды, публикации в центральных газетах, журналах, книгах, аплодисменты на научно-практических конференциях, уважение коллег. Но самая высшая и дорогая награда - любовь воспитанниц.

"Милая, дорогая Надежда Ивановна! Если бы Вы только знали, как я благодарна Вам, своему воспитателю Дьяченко Лидии Павловне (ныне - заместитель начальника колонии. - З.Д.), и ещё многим сотрудникам и колонии..."

Когда приходит опыт, увы, проходят годы. С 1987 года майор Минеева на заслуженном отдыхе, хотя это понятие не для этой неугомонной женщины. Сейчас Надежда Ивановна возглавляет совет ветеранов УВД Мелитополя и входит в городской совет ветеранов. Не забывает она и свою ВТК. А ещё говорят, что нет незаменимых людей! Думается, такое утверждение ошибочно.

1996

Межрайонный вестник. - 1996. – 14 февр. - С.1, 3: портр.


Комментариев нет:

Отправить комментарий