вторник, 19 февраля 2013 г.

Надежда Минеева. ТАКТ В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ


Педагогический такт в работе с несовершеннолетними осуждёнными

Минеева Н.И. ,
 начальник Мелитопольской ВТК

В исправлении и перевоспитании любого человека важное значение имеет личность воспитателя. Общее требование к личности воспитателя состоит в том, чтобы воспитатель сам был воспитан. Это означает, что работники исправительно-трудового учреждения, все, кто непосредственно входит в контакт с воспитанниками, должны быть высокоидейными людьми, иметь ярко выраженные способности к педагогической деятельности. Они должны сами в полной мере обладать теми нравственными качествами, которые хотят воспитать у осужденных, иметь ясную жизненную цель, идти к ней правильной дорогой, добиваться ее правильными методами Администрация нашего учреждения, профсоюзная организация свое главное внимание направляют на решение именно этой проблемы. Проводится большая работа по подбору кадров. На педагогические должности принимаются, как правило, люди, имеющие высшее образование, те же, кто не имеет его, учатся в вузах заочно. При подборе кадров мы исходим из важнейшего принципа: воспитателем несовершеннолетних правонарушителей может быть лишь тот, кто в полной мере обладает высокими нравственными качествами и руководствуется ими во взаимоотношениях с воспитанниками. В колонии нашего типа особенно нетерпимо равнодушное отношение к человеку. Для того, чтобы быть мастером-воспитателем, надо быть хорошим психологом, уметь критически анализировать свой педагогический опыт и опыт товарищей.

Все эти качества у воспитателей сами собой не рождаются. Их надо вырабатывать в процессе учебы и труда. В течение пяти лет у нас работает народный университет с факультетом педагогики, расширенные педагогические советы, читательские конференции. Мы стремимся пополнить знания сотрудников, поднять их общую культуру, помочь им овладеть всем арсеналом средств педагогического воздействия.

Первое место здесь принадлежит педагогическому такту. Под педагогическим тактом понимается умение воспитателя быстро устанавливать правильные, принципиальные взаимоотношения с осужденными, отношения без конфликтов, но наилучшим образом способствующие решению конкретной педагогической задачи. «Для тактичного человека, - говорит Н.А. Добролюбов, характерно желание действовать так, чтобы принести больше радости и добра людям. Тактичный человек - деликатный во взаимоотношениях с другими людьми, человек, который не навязывает своего мнения силой, не показывает своего превосходства, даже если оно имеется, а старается учесть мнение других людей. Он всегда готов разделить трудности с другим человеком, в своих педагогических целей добивается, как правило, личным примером, методом убеждения, а не принуждения». А.С. Макаренко подчеркивал, что «... деликатный человек - это осторожный и внимательный человек, он стремится вести себя так, чтобы никого не обидеть, не оскорбить некстати сказанным словом, поступком, никому не испортить настроения».

Наш коллектив достиг в овладении педагогическим тактом определенных успехов.   Прежде всего, со стороны сотрудников не допускается  никакой грубости и бестактности к воспитанникам. Тактичность, можно сказать, стала не просто педагогическим приемом в нашей практике, а чертой характера подавляющего большинства учителей, всех работников колонии. Это проявляется в умении воспитателей держать себя достойно в любой ситуации, просто и убедительно разговаривать с осужденными, не оскорблять их, выдвигать к ним разумные и обоснованные требования. Каждый из работников сейчас понимает, что при установлении взаимоотношений с осужденными требуется человечность, участливое внимание, искренность и, как говорил К.Д. Ушинский, «... умение быть строгим и требовательным без ожесточения, серьезным без сухости, добрым без слащавости, заботливым без заискивания, шутливым без шутовства».

Воспитатели должны быть заинтересованы в судьбе своих воспитанников. При этом особое значение имеет умение воспитателя без лишних расспросов и навязчивости проникнуть в мысли и чувства осужденных, в мотивы и причины их поступков, по малейшим внешним признакам понять их внутреннее состояние.
В овладении этим искусством большого совершенства достигли наши воспитатели А.А. Кочубей, ЛГ. Пятецкая, Л.М. Копич, В,И. Калинина, Л.П. Демченко, Ф.С. Шершер, М.Д. Мартынюк, А.Е. Бакланова и многие другие. Воспитанницы делятся с ними радостями и горестями, обращаются к ним с просьбами помочь написать письмо маме, являются к ним с повинной, рассказывают самокритично о совершенных своих проступках и т.д.

Очень важно, и это признается всеми нашими воспитателями, поддерживать отношения с воспитанниками не только в служебное, но и в свободное время. Забывать о своих подопечных нельзя никогда, потому что ничто так не ранит осужденного подростка, как равнодушие к нему, внимание воспитателя не по долгу сердца, а "по долгу службы".
Можно было привести много высказываний, писем воспитанниц, говорящих о том, какие бесценные плоды приносит правильное отношение к осужденным, какую роль сыграл педагогический такт в их воспитании.

Стержнем педагогического такта является способность воспитателя быстро и безошибочно разобраться в возникшей педагогической ситуации, умение быть наблюдательным и находчивым. Тактичный воспитатель умеет найти единственно верные слова, интонацию, жест, форму обращения, воздержаться, если это необходимо, от поучения, замечания, совета. Я помню случай, когда одна воспитанница оскорбила воспитателя. Как поступила последняя? Она не повысила голоса, не читала нотаций. Ей было больно за свою подопечную, за ее грубость, за ее хамство. Выдержка сделала большее. Весь класс был возмущен поведением воспитанницы, все требовали ее наказания, хотя до этого они не были так единодушны в критике поведения нарушителей.

Поступая в соответствии с правилами педагогического такта, воспитатель находит такой педагогически верный прием, который оказывается неожиданным для воспитуемого. Это, как правило, дает положительный результат. Так, если осужденный рассчитывает, что воспитатель вспылит, неожиданным для него может оказаться спокойствие воспитателя. Много у нас было воспитанниц неуравновешенных, а иногда и с явно выраженной психопатией личности. Любое неосторожно сказанное слово вызывало у них бурную реакцию - крик, ругань. И только выдержка, спокойствие воспитателей исправили их. Одна из таких воспитанниц, работающая сейчас на стройке, пишет: "Я и моя мама благодарим Вас за то, что Вы из бывшей хулиганки сделали человека".

Умение воспитателя найти единственно верную форму помощи осужденному в самовоспитании, правильный способ защиты его от несправедливых насмешек и обид со стороны других осужденных являются важным проявлением педагогического такта. Вы знаете, что среди осужденных всегда находятся "сильные" и "слабые", причем первые стараются подчинить, унизить вторых. Воспитатели строго следят за тем, чтобы не допустить унижения человека человеком. Прибыла, скажем, в колонию новая девочка, Получила вещи, а кто-то из "сильных" уже меняется с ней одеялами: свое, бывшее в употреблении, отдает ей, а у нее берет лучшее. Воспитатели тут же собирает отделение и доказывает неправильность действия той воспитанницы. Или: не любят девчата одну воспитанницу. Воспитатель выискивает самое лучшее, что есть у этой воспитанницы, и старается доказать коллективу, что девочку есть за что уважать, что в ее характере, поведении немало положительных черт.

Непременным признаком педагогического такта является умение воспитателя смотреть на вещи глазами воспитуемого, предугадать возможные их реакции на те или иные педагогические воздействия. При этом воспитатель всегда найдет наиболее оправданное средство воздействия.
Ставить себя на место другого, входить в чье-то положение - все это требует немалых душевных сил. Но наши воспитатели, учителя и мастера научились, в основном, решать эту задачу. Коллектив постоянно думает, все время ищет новые приемы и методы воспитания. Мы ввели уроки эстетики на общественных началах, перекрасили стены помещений и мягкие, светлые тона, проводим беседы о внешнем виде воспитанниц, о красоте человеческой. Многие трудновоспитуемые получили шефов. Словом, мы стремимся овладевать всеми секретами педагогической техники и использовать ее в своей практике.

А.С. Макаренко говорил об этой педагогической технике: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов к постановке лица, фигуры, голоса".
Наши воспитатели стремятся овладеть в совершенстве искусством общения с воспитанницами, полностью использовать выразительность речи, голоса, жеста, усиливать или уменьшать эффективность воспитательных воздействий своим настроением, надлежащим внешним видом и т.д.

Очень важно воспитателю владеть методами изучения личности осужденного, уметь наблюдать, беседовать с осужденной, проводить эксперимент, анализировать результаты деятельности. Иногда вызовешь на беседу. Разговор не получается. Молчит. Замкнется в себе. Потом вдруг приходит и кладет на стол письмо. Они часто нам пишут. И это мы считаем своей заслугой, потому что откровенность - первый шаг к перевоспитанию.
Много трудностей было у нас в колонии пять, даже три года назад. Сейчас ее не узнать. Утро начинается с зарядки. Потом линейка, чтение рапортов об итогах работы за день. Развод в школу и на производство. Без уважительной причины отсутствующих нет. В свободное время занятия в кружках: вокальном, спортивном, вышивки, шитья, литературном, кукольном, танцевальном. Заняты все. Каждый час расписан и посвящен полезному делу. Некогда нарушать режим. Каждый год в колонии проводились военно-патриотические эстафеты. На них приглашались родители, шефы. Каждый день подготовки к празднику был напряженным, творческим, увлекательным.
Организуются читательские конференции, конкурсы на лучший рисунок, лучшее сочинение, на лучшее исполнение вокальных упражнений, строевой и инсценированной песни, бального танца и т.д. Хочется отметить работу Комнаты славы.

Вся эта большая и напряженная работа дала свои результаты. Это не значит, конечно, что все у нас хорошо, что у нас нет недостатков. Недостатки есть, но важно, что коллектив борется за каждого человека, что коллектив старается, что он на правильном пути.


Сборник статей сотрудников Мелитопольской ВТК, посвященный
30-летию трудовой деятельности. - Мелитополь, 1997. –C.3-7