вторник, 19 февраля 2013 г.

Надежда Минеева. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ


Приближается новый учебный год. Приступят к работе отдохнувшие учителя, сядут за парты учащиеся, которые тоже отдохнули за лето и немного расслабились. Нужно учиться, быть дисциплинированными и не каждый с первого дня учебы принимает требования учителя. И здесь многое зависит от учителя, его выдержки, его педагогического такта.

Вообще, все работающие, входящие в контакт с несовершеннолетними, должны быть сами воспитаны, иметь ярко выраженные способности к педагогической деятельности. Они должны сами в полной мере овладеть теми нравственными качествами, которые хотят воспитать у своих подопечных, иметь ясную жизненную цель, идти к ней правильной дорогой, добиваться ее правильными методами. Нетерпимо равнодушное отношение к ребенку.

Чтобы быть педагогом-мастером, надо быть хорошим психологом, уметь критически анализировать свой педагогический опыт и опыт своих товарищей. Все эти качества у воспитателей сами собой не рождаются. Их надо вырабатывать в процессе учебы и труда, работая над собой, овладевая всем арсеналом средств педагогического воздействия. Первое место здесь принадлежит педагогическому такту. Под педагогическим тактом понимается умение воспитателя быстро устанавливать правильные, принципиальные взаимоотношения с учащимися, отношения без конфликтов, но наилучшим образом способствующие решению конкретной задачи. “Для тактичного человека, — говорил Н.А. Добролюбов, — характерно желание действовать так, чтобы принести больше радости и добра людям. Тактичный человек деликатный во взаимоотношениях с другими людьми, человек, который не навязывает своего мнения силой, не показывает своего превосходства, даже если оно имеется, а старается учесть мнение других людей. Он всегда готов разделить трудности с другим человеком, а своих педагогических усилий добивается, как правило, личным примером, методом убеждения, а не принуждения”. А.С.Макаренко подчеркивал, что “деликатный человек — это осторожный и внимательный человек, он стремится вести себя так, чтобы никого не обидеть, не оскорбить некстати сказанным словом, поступком, никому не испортить настроения”.
          
Педагогический коллектив должен достигнуть определенных успехов в овладении педагогического такта, не допускать никакой грубости и бестактности в работе с учащимися. Нужно всем проявлять умение держать себя достойно, в любой ситуации, просто и убедительно разговаривать с учащимися, не оскорблять их, выдвигать разумные и обоснованные требования. Каждый из педагогов должен понять, что при установлении взаимоотношений с учащимися требуется человечность, участливое внимание, искренность и, как говорил К.Д.Ушинский “умение быть строгим и требовательным без ожесточения, серьезным без сухости, добрым безслащавости, заботливым без заискивания, шутливым без шутовства”. Учитель должен быть заинтересован в судьбе своих учащихся. При этом особое значение имеет умение учителя без лишних расспросов и навязчивости проникнуть в мысли и чувства учащихся, в мотивы и причины их поступков, по малейшим внешним признакам понять их внутреннее состояние.
         
Нужно завоевывать доверие, чтобы учащийся мог поделиться и радостью, и горестями. Очень важно, что не только в школе, но и в свободное время учитель должен помнить о своих подопечных, потому что ничто так не ранит подростка, как равнодушие к нему, внимание учителя не по долгу сердца, а “по долгу службы”. Можно привести много примеров, когда бесценные плоды приносят правильное отношение к подросткам, какую роль играет педагогический такт в воспитании любых взрослых людей, которые сталкиваются в своей работе с несовершеннолетними. Стержнем педагогического такта является способность воспитателя быстро и безошибочно разобраться в возникшей педагогической ситуации, умение быть наблюдательным и находчивым. Тактичный воспитатель умеет найти единственно верные слова, интонацию, жест, форму обращения; воздержаться, если это необходимо, от поучения, замечания, совета.
          
Поступая в соответствии с правилами педагогического такта, воспитатель находит такой педагогически верный прием, который оказывается неожиданным для воспитуемого. Это, как правило, дает положительные результаты. Если учащийся рассчитывает, что учитель вспылит, неожиданным для него может оказаться спокойствие воспитателя. Непременным признаком педагогического такта является умение воспитателя смотреть на вещи глазами воспитуемого, предугадать возможные реакции на те или иные педагогические воздействия. Ставить себя на место другого, входить в чье-то положение — все это требует немалых душевных сил.

Нужно овладеть всеми секретами педагогической техники и использовать ее в своей практике. А.С.Макаренко говорил о педагогической технике так: “Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов к постановке лица, фигуры, голоса”. Воспитатель должен в совершенстве овладеть искусством общения с несовершеннолетними, полностью использовать выразительность речи, голоса, жеста, усиливать или уменьшать эффективность воспитательных воздействий своим настроением, надлежащим внешним видом и т.д. Важно воспитателю владеть методами изучения личности воспитуемого, умение наблюдать, беседовать. Если учителя в своей работе будут использовать наследие великих педагогов А.С.Макаренко, В.К.Сухомлинского, то им не будут страшны никакие педагогические задачи из тех, которые приходится решать. А сейчас у педагогов очень много проблем. Поздравляю всех работников образования с приближающимся новым учебным годом и желаю справиться со всеми задачами, стоящими перед ними по воспитанию подрастающего поколения, огромных успехов в новом учебном году!


Заполярная руда. – 2002. – 17 авг.- С.3.