суббота, 16 февраля 2013 г.

ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА. Воспоминания и дневники моего отца МОСКВИНА Ивана Уваровича.

ПО СЛЕДАМ ПИСЕМ МОЕЙ ЖЕНЫ В ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, 1943-1945.

Фотография, предположительно конца 1941 или самого начала 1942 года. Снимались специально для отправки мужьям на фронт. На фотографии - женщины из маминой семьи. Стоит слева - моя мама, рядом - жена маминого брата. Снимаясь, она еще не знала, что ее муж, Степан, погиб в конце сентября 41-го. Дети - это мои сестры Неля (младшая) и Женя (старшая). Внизу, слева - мамина двоюродная сестра Клавдия накануне ухода на фронт. А с другой стороны внизу - мамина младшая сестренка.


от 2.9. (1943)
"Наша семья будет счастливой, не знающей ни ссор, ни ревности". 
Это дорогого стоит.

от 2.10. (1943.)
"Когда я получаю от тебя письма, то бываю особенно добрая, даже прощаю ошибки".
Это может говорить человек - великий друг.

от 11.10. (1943)
"На мне темных пятен нет. Уж не стыдно будет смотреть тебе в глаза".
Я верю всем этим словам, ибо я не верю лжи, ибо я не способен лгать.

22.11.43г.
"Сообщаю, что мы немного ожили. Вчера отелилась корова, так у взрослых радости не меньше, чем у детей. Женя ухаживает за теленком, а Неля боится, говорит: "Боюсь потому, что она бестолковая, ничего не понимает". Неля тебя видит и слышит везде, кто запоет, она: "Это папочка мой поет, что Неле туфельки привезу". Ждет тебя непременно с туфельками, пальто, конфетами, платьем. Ничего не поделаешь, таково требование дочерей".

18.12.43г.
"Хлеба мне и отцу дают по 300 гр., а на иждивенцев - по 200 гр. Семьей съедаем один пуд картошки в день. Хлеб на рынке 120-150 руб.1 кг. Женя, Неля ждут папу с нетерпением. Между собой очень интересно беседуют. Неля кушает все, Женя - нет".

28.01.1944г. Письмо сохранить. Но где же оно? Ах, как жаль! Куда же оно делось?

5.02.44г.
"Спасибо, не забываешь юбилейные дни наших милых детей, и сегодня, 5 февраля исполнилось шесть лет нашего бракосочетания с тобой.
Ничего, жду терпеливо конца войны, работаю, не покладая рук, делаю все, что в моих силах, чтоб скорей приблизить час разгрома врага".

Без даты.
"Вчера ходили с Нелей навещать Женечку. Сколько у них было радостей!  Женя прыгает и кричит:"Нелька!", а Неля прыгает и кричит: "Женя!". У обеих блестят глазенки. Женя не знает, к кому кинуться, но вот кидается ко мне и виснет у меня на шее: "Мамочка, напиши папе, чтоб он прислал мне открытку". Когда мы уходили, то она отойдет и снова кидается мне на шею. Так повторялось несколько раз".

8.3.44г.
"Был вечер самодеятельности. Я играла роль жены в пьесе "Муж и жена". Сыграла хорошо. Зал весь смеялся. Все поздравляют меня с успехом и шутили, представляли меня в роли жены. После был вечер для жен офицерского состава. Был баян. Много танцевали. После такого вечера - да под крылышко к мужу бы! Правда, неплохо?"

11.3.44г.  
"Ты сам знаешь по себе: когда долго нет писем, то черт его знает, что полезет в голову. Все рисуется в мрачных красках.

8 марта на вечере жен офицеров была одна жена майора с кавалером, с которым она живет. Он ее моложе на 9 лет (она очень интересная). Был произнесен тост за то, чтобы 8 марта 1945 г. встретить вместе с мужьями, а тут из женщин кем-то добавлено: "Только со своими, а не с чужими". Ей было неудобно, она не знала, куда деть глаза, а когда выпила, то повесилась на спутника и вела себя безобразно. Ей 33 года, а спешит жить.

Разве ты можешь прожить без женщины три года? Чтобы привлечь к себе женщину, нужно ее заинтересовать, а заинтересовать можно только обещанием жениться. Ну, и начинается история о жене. Как начну представлять так - даже на тебя обозлюсь.
Неля говорит: "Папочки приедет. Я ей расскажу, как ждала папочку". Я так смеялась! Она думает, что папа - это женского пола. О папе у них понятие отвлеченное. Я так хочу, чтобы они увидели папу настоящего!"

1.7.44г.
"Я Женю устроила в детский оздоровительный санаторий на месяц. Когда повела ее туда, она мне наказала: "Мама, ты мне носи ягод, а если папочка приедет, так приди за мной!"

февраль 45г.  
"Дети растут. Я часто смотрю на них, и мне не верится, что эти дети - мои. Что это те же крошки, которых мы с тобой когда-то нянчили. Ты помнишь, какая была Неля? А сейчас девочке пятый год. Бегает, напевая песенки. Прыгает с ножки на ножку. Уж если мне не верится, то тебе - тем более. Но такие же неженки! И в этом виновата бабушка Лена. Она на них и дунуть не дает. Все для них и только для них".

10.7.45г.  
"Что мне сказать о себе? Похудела, подурнела. Но семья для меня осталась самым дорогим в жизни, хотя для семьи я уделяю мало времени. Все время отнимает работа, а не работать никак не могу. Мне кажется, что я теперь вообще не способна жить без работы, и с презрением отношусь к бездельницам (хотя бывают такие отчаянные минуты, что бросила бы всех и ушла из этого мира)".

21.9.45г.  "Нет слов описать ту радость, какую испытала Женя, получив твою открытку. Глазки заблестели, сама запрыгала, закричала: "Папа прислал!" Эту сцену видела девочка той женщины, о которой я тебе писала, и надо иметь железные нервы, чтоб не плакать, глядя на нее".

Нужно было все письмо сохранить. И хранил же я его. Но где оно? Вот беда!


Комментариев нет:

Отправить комментарий